Несамостоятельность и психологическая несостоятельность: возможны параллели

Несамостоятельность и психологическая несостоятельность: возможны параллели

Несамостоятельность редко воспринимается как неразрешимая психологическая проблема. Податливый, ведомый и зависимый человек удобен для окружающих своей восприимчивостью к влиянию, бесконфликтностью. В то же время, он создает проблемы из-за низкой надежности и склонности подводить окружающих людей. Как относится к этому явлению психология?

Несамостоятельность. Психологические основы

Корни несамостоятельности произрастают еще в детстве. Источником считается неадекватный подход взрослых к воспитанию. Во время консультации психолога обращают на себя внимание 2 механизма подобной неадекватности:

  • гиперопека – повышенное внимание к ребенку, чрезмерное его «окружение заботой», где нужно и где не следует, тогда у ребенка возникает инфантильность как базовая черта характера;
  • гипоопека – отсутствие со стороны взрослых попыток помочь ребенку, поддержать его, тогда формируется упрямство или беспомощность.

С точки зрения психологии несамостоятельность сродни несостоятельности личности:

  • человек не способен к постановке цели самому себе;
  • не может выбрать пути достижения уже существующей цели;
  • не умеет преодолевать собственные проблемы, ориентируясь на свои силы и ресурсы.

Активность человека здесь переключается с собственной личности на внешний мир, становится неспецифичной: он не занимается тем, что ему интересно, не понимает, что нравится именно ему самому, очень сложно формулирует собственное мнение, если отсутствуют ориентиры-подсказки от окружающих.

Разновидности несамостоятельности

Люди тесно связаны с социальным миром и окружением, но у несамостоятельного человека зависимость приобретает форму личностного искажения.

Несамостоятельность под влиянием авторитарного воспитания

Несамостоятельность 1

Родители (бабушки, дедушки, другие близкие родственники) с сильным, авторитарным характером требуют от детей подчинения – тотального и безоговорочного, навязывая свои убеждения, мечты и цели. Тогда и во взрослой жизни индивид во всем ждет «указующего перста».

Несамостоятельность как слабость личностного развития

Здесь проявляется задержка в развитии личностных черт. С детского возраста человек «осваивает» модели поведения наподобие «флюгера», «плыть по течению», «голову в песок» и т.п.

Несамостоятельность как следствие неудач

Несамостоятельность может проявляться как результат недостижения поставленных целей. У человека складывается стойкое мнение о себе как неудачнике, неспособном достичь самостоятельно поставленной цели.

Несамостоятельность как уход от ответственности

Ответственность предполагает умение ответить за конечный результат собственных действий. Боязнь выглядеть бестолковым, глупым, несостоятельным, беспомощным заставляет человека отказаться от роли активного реализатора своих жизненных планов и проектов (даже в мелочах и единичных действиях).

Преодоление несамостоятельности

Путь борьбы с несамостоятельностью простирается через переориентацию личностных шаблонов поведения и самопознание.

  • установление адекватных личностных границ – более активное и ответственное понимание, что зависит от тебя самого, а что от внешнего мира;
  • осознание причин формирования собственной несамостоятельности (их устранение);
  • развитие волевых функций личности – преодоление собственных ограничений и зависимости от мнения/одобрения со стороны окружающих;
  • освоение техники принятия решений (отличной от уже существующей и привычной);
  • практика самонаблюдения с целью установления факта манипуляций со стороны окружающих, зависимого мышления, подчинения.

Построение фундамента самостоятельной личности – дело не одного дня, недели или месяца, но при желании и мотивации (самомотивации) вполне достижимое!